Слушайте радио Русский Город!
Сеть
RussianTown
Перейти
в контакты
Карта
сайта
Русская реклама в Питтсбурге
Портал русскоговорящего Питтсбурга
О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
Меню

Из морга – в выставочный зал

Автор: Михаил Боровский

Из морга – в выставочный зал.

Человек держит над головой баскетбольный мяч. Приготовился к броску. Руки полусогнуты в локтевых суставах, мышцы напряжены. Ноги приподняты на носках. Левая нога отставлена. Голова запрокинута. Кажется, сейчас он сделает бросок. Но этого не произойдет. Не произойдет никогда. Человек с мячом над головой давно мертв…

Бальзам на тело.

Сохранять тела усопших, люди пытались, еще в самые древние времена.
Бальзамированием, издавна называли комплекс мероприятий, направленных на предохранение трупа от разложения. Для бальзамирования, все ткани тела пропитывались антисептическими и консервирующими растворами, препятствовавшими деятельности гнилостных микроорганизмов и блокировавшими процессы автолиза - самопереваривания тканей.
Искусство бальзамирования трупов, уже в Древнем Египте достигло выдающихся результатов. Действовали древнеегипетские специалисты следующим образом: сначала из тела извлекали мозг, затем внутренности. На следующей стадии тело обрабатывали натроном – солью, добываемой из высохших соленых озер в пустыне. В натроне тело выдерживали 20-70 дней, обмывали водой и высушивали на солнце. Череп набивали льняными бинтами, пропитанными смолой или битумом. Дошедшие до нас, через тысячелетия, египетские мумии поражают воображение исследователей сохранностью некоторых тканей.
Греки пользовались бальзамированием для транспортировки тел на большие расстояния к месту погребения. Известно, что для доставки к месту захоронения тела Александра Македонского, они использовали мед и воск.
В Средние века бальзамирование проводилось как для сохранения тел в склепах, так и для их транспортировки. В качестве бальзамирующих средств применяли соли ртути и цинка, мышьяковистые соединения, спирт и другие антисептические вещества, вводимые обычно через кровеносные сосуды.
В новое время, в XVII веке, честь открытия способа - длительно сохранять
анатомические препараты и бальзамировать трупы - принадлежала датскому анатому Фредерику Рюишу.
Вспоминается малоизвестная и неприятная история смерти и погребения Г.А.Потемкина.
Фаворит Екатерины II, светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический скончался в дороге, на пути из Ясс в Николаев, 5 октября 1791 года. Труп Потемкина был привезен обратно в Яссы. Тело было анатомировано и бальзамировано. Отпетое тело Потемкина стояло в Яссах до ноября. Затем оно было перевезено в Херсон и оставлено в склепе, под полом крепостной церкви Святой Екатерины. Там гроб простоял, без малого 8(!) лет, ожидая улучшения политической ситуации в столице, где и полагалось хоронить особ такого ранга и значения, как Потемкин.
Приход к власти императора Павла I, старого противника Потемкина, окончательно лишил сторонников светлейшего князя их надежд, и способствовал погребению тела. Там же, на месте, в подвале церкви Г.А. Потемкин был, наконец, 28 апреля 1798 года захоронен.
В XIX веке широкое распространение получили различные бальзамирующие жидкости, представляющие собой сочетание антисептических и консервирующих веществ.
В 1835 г. итальянский врач Транчини вводит новый способ бальзамирования - без вскрытия полостей, с инъекциями в крупные сосуды раствора мышьяка и киновари.
После смерти Николо Паганини в Ницце, в мае 1840 года, его останки были забальзамированы и выставлены в зале. Люди приходили туда толпами, чтобы взглянуть на человека, владевшего скрипкой, как «дьявол». Епископ Ниццы, обвинил покойного музыканта в ереси и запретил хоронить его на местном кладбище. Такое же решение принял и губернатор Генуи – родного города скрипача. Тело Паганини, с момента смерти до окончательного погребения, «путешествовало» по Европе, около пяти лет.
В 1845 году для бальзамирования, без вскрытия и удаления внутренних органов, стали использовать хлористый цинк. В России этот метод очень быстро нашел себе применение. Профессор Грубер и Лесгафт, таким методом бальзамировали тела императора Александра II и императрицы Марии Александровны.
В конце XIX века стали применять формалин.
Мало кому, кроме жителей Винницы и их гостей, было известно, что кроме мавзолея на Красной площади, есть еще одно место в Советском Союзе, где, кстати, без очереди и ажиотажа, можно было свободно увидеть нетленное тело великого человека.
На окраине Винницы, в церкви Николая Чудотворца, находится усыпальница и саркофаг величайшего хирурга, Николая Ивановича Пирогова. 125 лет лежит великий хирург в открытом гробу и, по свидетельству очевидцев, ничуть не изменился. История с идеей бальзамирования тела Пирогова, пришедшей на ум ему самому- незадолго до смерти- и ее осуществлением, представляет собой большую неразгаданную тайну.
В декабре 1881 года, в имении Вишня под Винницей, доктор Давид Ильич Выводцев по собственной технологии, без вскрытия полостей, забальзамировал тело Николая Ивановича Пирогова.
Вдова профессора получила соответствующее разрешение Верховного синода Русской православной церкви.
При бальзамировании присутствовали священник, два врача и два фельдшера. Вскрытие тела не производилось, консервант вводился шприцем. Единственное, что было сделано, - была взята для исследования ткань полости рта. Анализ подтвердил наличие раковой опухоли, послужившей причиной смерти. В качестве консерванта, Выводцев использовал раствор салициловой кислоты и тимола в разведенном водой и спиртом глицерине. Перед началом бальзамирования были вскрыты вены, и выпущена вся кровь. На всю процедуру ушло четыре часа.
Специалисты утверждают, что до сих пор тело находится в хорошем состоянии.

Дедушка умер, а тело живет.
Самый известный опыт бальзамирования тела был проведен российскими учеными в 1924 году.
22 января 1924 года ведущий патологоанатом, профессор Алексей Абрикосов, произвел бальзамирование тела В.И.Ленина, с помощью введения через аорту нескольких литров раствора: формалин, хлорид цинка, спирт, глицерин и вода. Внутренние органы при этом не удалялись. Операция позволяла сохранить усопшего, лишь от быстрого разложения.
26 марта, прямо во временном деревянном мавзолее, группа из шести лучших специалистов-патологоанатомов и биохимиков, под руководством
профессоров В. П. Воробьева и Б.И. Збарского, осуществила дополнительное бальзамирование тела Ленина по методу, разработанному Воробьевым. Ленинские останки обработали формалином, уксуснокислым калием и глицерином. При смешении этих химикатов получалась прозрачная жидкость, лишенная запаха. Она оказалась весьма эффективной и с успехом применялась, на протяжении достаточно длительного времени, пока этот метод не уступил место современным технологиям.
Для того, чтобы мумия находилась в нормальном состоянии, за ней требуется постоянный уход. Поэтому была создана специальная лаборатория. Два-три раза в неделю, ее специалисты протирали руки и ноги Ленина особым раствором и, если требовалось, устраняли различные дефекты: потемнения, плесневые грибки. А поскольку мумия со временем подсыхала, раз в год-полтора Мавзолей закрывался на профилактические работы. Тело помещали в ванну с питательным раствором и занимались ликвидацией дефектов тех мест, которые обычно были прикрыты одеждой. Со временем появились новые средства поддержания мумии в хорошем состоянии, в частности - холодильные установки. В траурном зале Мавзолея удалось установить постоянную температуру - плюс 16 градусов по Цельсию.
Позже, лаборатория была преобразована в Учебно-методический центр биомедицинских технологий – УЦБТ.
Дурной пример, как известно, заразителен. И уже всем ,«освобожденным» народам, захотелось иметь свой мавзолей, и в нем - своего забальзамированного идола.
В 1925 году к советскому правительству обратились китайские коммунисты с просьбой о бальзамировании тела Сунь Ятсена и получили отказ. Нашли, мол, кого сравнивать! Китайцам пришлось разработать свою технологию. Она оказалась не хуже, и на протяжении прошлого века для бальзамирования использовались советская и китайская методики.
По советской методике были забальзамированы:
Георгий Димитров (Болгария, 1949),
Чойбалсан (Монголия, 1952),
Иосиф Сталин (СССР, 1953),
Клемент Готвальд (Чехословакия, 1953),
Хо Ши Мин (Вьетнам, 1969),
Агостиньо Нето (Ангола, 1979),
Линдон Бернхем (Гайана, 1985),
Ким Ир Сен (Северная Корея, 1994).
По китайской – Мао Цзэдун (Китай, 1976) и Энвер Ходжа (Албания, 1985).
Но все в мире течет, и все изменяется. Изменилась политическая ситуация.
Многие идолы перестали быть идолами. Их тела были извлечены из мавзолеев и благополучно преданы земле.
Сталин был захоронен в 1961 году,
Готвальд – в 1962,
Бернхем – в 1986,
Димитров – в 1990,
Ходжа – в 1991 году.
Последним, недавно было захоронено тело Агостиньо Нето, по просьбе его родственников. В этом году предполагается захоронение Чойбалсана, а на месте мавзолея, монгольские власти намереваются установить девятиметровый памятник Чингисхану. Не щадит история труд патологоанатомов!

Кто вы, доктор Хагенс?

Новый век принес новые изобретения и открытия.
Особый метод бальзамирования создал немецкий ученый, доктор Хагенс, и назвал его пластинацией.
Имя Хагенса приобрело скандальную всемирную известность, после того, как ученому «стало тесно» в стенах, им же созданного Института Пластинации в Гейдельберге. Он стал организовывать по всему миру шокирующие выставки. На этих выставках, кроме отдельных препаратов, выставлялись целые тела, да еще художественно оформленные.
Профессор фон Хагенс родился 61 год назад, в Восточной Германии. Фамилия у него тогда была другая: Гюнтер Либхен. Фон Хагенсом он стал позже, когда взял фамилию своей первой жены.
После неудачной попытки сбежать в ФРГ, он попал в тюрьму, где провел два года. В 1970 году западные немцы выкупили его за 43 тысячи марок. В 1977 году фон Хагенс сделал свой первый пластинат, а через 17 лет основал собственный Институт пластинации.
Главный принцип пластинации, как и любого бальзамирования, - заменить воду в тканях человеческого тела, которая составляет, около 70 процентов от его общего веса, на некое вещество, которое не меняет форму и не имеет запаха. Этим веществом, в эпоху «большой химии», естественно, стал полимер. Труп сначала препарируют, затем фиксируют в формалине. Далее, с помощью насыщения ацетоном и вакуумной сушки изымается вода. Затем, ацетон под вакуумом заменяется силиконом. На заключительном этапе, затвердитель превращает его в резиноподобную массу. Вот, собственно, и весь процесс производства пластината.
Открытие описывается просто, как все великое. Но носит оно яркий революционный характер. Пластинация, коренным образом, меняет изучение анатомии. Без изучения трупных органов и частей тела в анатомии не обойтись. Медики и биологи, среднего и старшего возраста, хорошо помнят «анатомички» с резким противным запахом. Обесцвеченные, сморщенные, влажные препараты. Неделями, не сходящие с пальцев, неприятные ощущения после формалина.

И в сравнении с этим всем – пластинаты доктора Хагенса. Чистые, сухие, яркие, гибкие, настоящие! Без запаха и каких-либо неприятных ощущений. Их можно сгибать, резать, рассматривать в микроскоп. Не нужны специальные помещения.

Фантастика!
Как только не называли и не называют фон Хагенса. И «доктор Франкенштейн», и «доктор Смерть». Следует отметить, что в определенной степени, этому способствует он сам. И его эксцентричность (друзья помнят, как еще в студенческие годы он вставлял скелетам сигареты в зубы, и принаряживал трупики), и его характерная внешность.

Эпатировать публику, Хагенс начал давно. Несмотря на угрозы ареста, со стороны властей, он провел перед телекамерами, первое за 170 лет, публичное вскрытие трупа в Великобритании. В ходе вскрытия, Хагенс вынимал из тела органы и демонстрировал их перед камерой. Вскрытие тела наблюдали, около миллиона телезрителей.
Искусство и наука пластинации - занятие дорогое и трудоемкое.
Производство одного пластината обходится в 60 тысяч марок и длится полгода, а то и год. Трудовые затраты составляют, около двух тысяч человеко-часов. Поиск источников финансирования и послужил главным толчком к организации выставок.
Экспонаты его выставок, кочующие по всему миру, вызывают шок. Шахматист со вскрытым черепом, склонившийся над доской. Частично разделанный баскетболист. Человек, перекинувший через плечо собственную кожу. Беременная женщина с младенцем в животе, ребенок на лошади-качалке. Пластинаты сохраняют подвижность, им можно придать любую форму.
Выставки тел-пластинатов в Германии, Японии, Швейцарии, Австрии, США, России и в других странах, уже посетили более десяти миллионов человек.
Их могло бы быть гораздо больше. И выставок и посетителей на них. Но повсюду им сопутствуют скандалы.

Первая в России, подобная выставка, состоялась в прошлом, 2005 году в Саратове. Прошла она довольно успешно, если не считать постоянных демаршей, со стороны религиозных, правозащитных организаций и всех, кому не лень. Одних только обращений к Генеральному прокурору, с требованиями закрыть выставку и расправиться с ее организаторами, было несколько.
Сегодня подобные выставки организует не только сам доктор Хагенс, но и его многочисленные ученики, и последователи во всем мире.

От затонувшего Титаника к пластинированным китайцам.

Одной из компаний, организующих выставки пластинированных тел, является базирующаяся в Атланте - Premier Exhibitions, Inc.

Возглавляет компанию Арни Геллер, известный тем, что в 90-е годы основал дочернюю, для Premier Exhibitions Inc., компанию RMS Titanic. Геллер организовал семь экспедиций, с помощью российских глубоководных аппаратов, к затонувшему «Титанику», а потом возил по всему миру выставки, найденных там предметов. Он же, во многом способствовал съемкам знаменитого фильма Джеймса Камерона.

На покупку трупов у китайского правительства, Арни Геллер потратил 25 миллионов долларов.

Медицинским директором компании и куратором выставок пластинированных тел, является профессор Рой Гловер. Более 30 лет он проработал в медицинской школе Мичиганского университета. Преподавал анатомию. Основал там лабораторию пластинации. В совершенстве освоил это искусство и обучил ему многих студентов. В прошлом году Гловер вышел на пенсию, специально, чтобы возглавить медицинскую часть компании. А проще сказать, взять на себя ответственность за снижение накала страстей и убеждение публики в пристойности экспозиций. Ну, и еще, конечно, деньжат подзаработать к старости. Благо, деньги в этом шоу-бизнесе крутятся – не чета университетским!

Профессор Гловер – очень приятный интеллигентный человек. Беседовать с ним – одно удовольствие. Проходит наша беседа у фигуры, того самого «баскетболиста», с которым мы расстались в начале этой статьи.

- Скажите, профессор, почему у вас все тела застыли в движении?

- Во-первых, чтобы можно было изучать эти движения, а во-вторых, чтобы нашим посетителям было не так страшно и неприятно смотреть на них.

- Чего, на Ваш взгляд, больше в этом, во всем: науки, искусства, или публичного представления?

- Очень важно привлечь внимание посетителей. Для этого им должно быть интересно. Здесь обязательно присутствует элемент шоу, но он не велик. Для меня, главный смысл выставки, в ее образовательном значении. Я – человек науки. Люди, более близкие к искусству, чем я, увидели в этом определенную красоту. Они помогли и мне, по-иному взглянуть на то, чем я давно занимался. Многие студенты как медики, так и художники, приходят и делают здесь зарисовки. И все же, в первую очередь – это образовательная программа. Для организации выставки нужны немалые расходы. Для их частичной компенсации мы и берем деньги, за билеты с посетителей.

- Познавательное значение выставки в состоянии оценить только студенты?

- Конечно же, нет. Вспоминается случай, имевший место на нашей выставке в Тампе. Немолодой уже посетитель рассказал, что у него серьезные проблемы с коленом, и ему предстоит операция. Он пришел специально, чтобы поближе познакомиться с устройством коленей. Мы, как могли, помогли ему в этом. Рассказали и показали, в чем суть его проблем, что происходит с его коленом, и в чем поможет ему операция. Он остался доволен. И, надеюсь, будет чувствовать себя комфортнее, перед и во время операции.

Если учесть скандальный опыт их предшественников, становится понятным стремление организаторов выставок, находить все более изощренные способы ухода от скандалов. В первую очередь, нужно отмежеваться от «ужасного» имени доктора Хагенса. На выставке, открывающейся в Атланте, о нем не говорится ни одного слова. Более того, организаторы официально предупреждают, что их компания Premier Exhibitions Inc., расположенная в Атланте, ничего общего не имеет с другими организаторами анатомических выставок, включая Гюнтера фон Хагенса, Герхарда Пернера и других. Организаторы просят не путать выставку «Bodies…The Exhibition» с «Bodies Worlds», «Body Exploration», «Bodies Revealed». Хотя последняя, принадлежит этой же компании и демонстрируется параллельно в других городах.

И, чтобы совсем скрыть концы в воду, приходится в официальной биографии медицинского директора компании доктора, Роя Гловера, распечатанной в пресс-релизе, название его родной Лаборатории Пластинации Мичиганского университета, заменять выдуманным: Лаборатория Полимерной Консервации.

Пластинация? Изыди! Чур, меня!

Термин «пластинация» - вообще не упоминается на выставке, несмотря на то, что это – общепринятое, устоявшееся название метода, которому и посвящена выставка. Естественно, пластинация называется своим именем во всех научных работах профессора Гловера. К его чести, в своих работах он воздает должное и приоритету создателя метода, доктору Гюнтеру фон Хагенсу.

И, тем не менее, без скандалов не обходится. 18 декабря 2005 года,

во время демонстрации этой же выставки в Нью-Йорке, газета New York Times опубликовала статью, в которой рассказала, что китайское правительство торгует трупами казненных им преступников. В сговоре с китайским правительством, газета обвинила Гюнтера фон Хагенса, его старого партнера Суй Хонджина, ныне работающего на атлантскую компанию, Даоляньский университет, компанию
Premier Exhibitions Inc. и ее президента, мистера Арни Геллера.

Защищаясь, мистер Геллер ссылается на необходимость соблюдать тайну, и на «честное слово» представителей китайского правительства. Действительно, кто еще может быть, в этом мире, честнее китайского правительства. Особенно, когда речь идет о телах репрессированных китайцев, и о больших деньгах, за них получаемых?!
Откуда же, на самом деле, берутся тела для подобных выставок? Конечно, некоторое количество тел завещают добровольцы. На некоторых выставках посетителям предлагают заполнить формуляр с заявлением, о пожертвовании их тел для пластинации, с последующей публичной их демонстрацией. Но, учитывая промышленные масштабы изготовления пластинатов, можно предположить, что этого недостаточно.
В 2001 году, в Новосибирске на таможне был задержан груз с человеческими трупами и препаратами. Получателем груза числился Гейдельбергский институт пластинации. Отправителям было предъявлено обвинение в нарушении закона "О погребении и похоронном деле". В конце концов, дело уладили. С юридической точки зрения, доктор Хагенс оказался прав. Этот случай - далеко не единственный за последние годы в России и странах бывшего СССР.
На атлантской выставке внимательный посетитель обязательно обратит внимание, что все выставленные тела принадлежат к азиатской расе. И будет абсолютно прав.

Организаторы атлантской выставки заявляют, что все, выставленные на ней тела, получены из Лаборатории пластинации Даоляньского медицинского университета Китайской народной республики. Они, организаторы, утверждают, что все люди, чьи тела использованы на выставке, умерли естественной смертью. В тех случаях, когда этому способствовали болезни, особо оговаривается, как, например, в случае с эмфиземой легких. Кто были эти люди, как они умерли? Эти сведения охраняются законом. Разглашать их строжайше запрещено.

И все же…
Польза от выставки огромна.

Выставка, самым наглядным образом, высвечивает проблемы здоровья человека.
Вы, наверняка, впервые в жизни, воочию видите, как проявляются в организме страшные болезни: рак груди, рак прямой кишки, цирроз печени, артриты, остеопорозы, внематочные беременности.
Вы видите, настоящие (не муляжи!) пластинированные легкие здорового человека и злостного курильщика. И никакие комментарии при этом не нужны! То же самое касается проблем переедания.

Наглядно показано, каким образом скрепляются наши кости, после серьезных травм. Отдельный зал посвящен абортам. Вы увидите, что 10, 12, 14–недельный зародыш – это вполне сформированный маленький человечек. И это – не рисунок, не муляж и, даже, не фотография. Перед вами, все настоящее, бывшее когда-то живым!

Статистика свидетельствует, что большинство посетителей выставки составляют студенты: медики, биологи, художники, скульпторы. А также, ученики старших классов, изучающие анатомию.

Для детей на выставке организуются специальные аудиотуры.

Выставка, безусловно, спорная. Но ведь в споре рождается истина.

Мы не можем советовать вам посетить эту выставку. Но, если вы прочли эту статью, мы будем считать свою задачу выполненной.